1


Stabat Mater

Первый сайт рунета, посвященный поэме Stabat Mater

Stabat Mater dolorosa

Juxta crucem lacrymosa

Dum pendebat Filius

   
    Главная | История | Ноты | Записи | Контакты  
 




Секвенция

Средневековые секвенции были тесно связаны с аллилуйей, последний слог которой длительно распевался. Такая последовательность нот и была названа секвенцией. Само слово происходило от латинского sequor— следовать, и первоначально указывало на последующее Евангельское чтение. Данный термин в значении «напев, который следует за другим напевом» можно встретить уже в источниках VIII–IX веков по отношению к юбиляции, исполняемой на последний слог «аллилуйи». Подтекстовка таких распевов превращала их в силлабическое сочетание прежней мелодии и нового текста по принципу нота–слог. Это помогало запомнить очень протяжённые распевы.Автором первой секвенции считают монаха-бенедиктинца из Санкт-Галлена Ноткера Заику (Балбулуса). Ноткер назвал подобное творение «versus ad aliquot sequentias» — «стихи к некоторым частям мелодий». Первым известным сборником является сборник Заики Liber himnorum. Собрание было закончено около 880 года и включало 40 секвенций.


Сохранилось несколько рукописей конца IX — начала X века, которые содержат секвенции. В них напевы данного вида обозначены как «секвенции» или «прозы» (prosa). Многие сборники состоят из двух разделов. Одна часть называется секвенциарий (sequentiarum) и содержит мелизмы, а другая — прозарий (prosarium). Именно в нём находятся силлабические подтекстовки этих мелизм, то есть собственно секвенции. Значительно больше рукописей датировано второй половиной X века, а в манускриптах XI века сосредоточен устойчивый и богатый репертуар секвенций. Их создавали к определенным праздникам, ко дню конкретного святого и т. п. Таким образом, секвенция характеризовала данный церковный день года, ориентируясь на проприй хорального репертуара. С X века наметилась и тенденция к организации секвенций в циклы, которые охватывали весь церковный год или его значительную часть.

Вершиной жанра секвенции являются «Stabat Mater dolorosa» и «Dies irae», они показывают практически совершенную симметрию во всех строфах, и даже единообразие всех стихов.
До XIX Вселенского собора — Тридентского (1545–1563) — существовало множество различных секвенций, после которого большинство из них были изъяты из обращения как противоречащие канону, а оставлены лишь пять, среди которых и «Stabat Mater dolorosa»:

    • Dies irae, автор Фома из Челано, исполняется в Заупокойной мессе;
    • Stabat Mater dolorosa, автор Якопоне да Тоди, исполняется в праздник Семи скорбей Богородицы;
    • Lauda Sion, автор Фома Аквинский, исполняется в праздник Тела Христова;
    • Victimae paschali, автор Випо, исполняется на Пасху;
    • Veni Sancte spiritus, приписывается папе Иннокентию III, исполняется в воскресенье Пятидесятницы.

     

     

 

Все права защищены © 2010-2013 Кушпилева М.