1


Stabat Mater

Первый сайт рунета, посвященный поэме Stabat Mater

Stabat Mater dolorosa

Juxta crucem lacrymosa

Dum pendebat Filius

   
    Главная | История | Ноты | Записи | Контакты  
 

Перевод
Speciosa

 




Из истории Stabat Mater

Скорбь матери, оплакивающей сына, близка и понятна без пояснений любому человеку. Свое высочайшее воплощение она нашла в поэме монаха-францисканца Якопоне да Тоди (1230–1306) «Stabat Mater dolorosa» – Стояла Мать скорбящая. Однако до сих пор историки спорят об истинном авторе текста и наряду с Якопоне  называют немало других авторов, среди которых наиболее вероятными соперниками да Тоди считают папу Иннокентия III (1216) и Григория XI (1378).

История создания поэмы овеяна мифом. Один из образованнейших людей своего времени, Якопоне да Тоди, оплакивая смерть юной супруги, в расцвете лет ушел в монастырь. В своём творчестве он неоднократно обращался к образу Мадонны, а незадолго до смерти (1303–1306) создал свою знаменитую поэму. В соответствии с традициями средневековой культуры поэт не столько сочинил новый текст, сколько скомпоновал его из фрагментов своих более ранних сочинений, что и служило поводом для сомнения в его авторстве.

На текст средневековой поэмы Stabat Mater композиторами разных эпох и стилей написаны сотни сочинений, и современные авторы продолжают обращаться к этому бессмертному тексту.

Поэма Stabat Mater dolorosa

Поэма написана в хореическом метре, разделена на 10 стихов, состоящих из шести строк, организованных по схеме aac bbc. Стих подразделен на 2 половины (терцины), каждая из которых имеет 2 строки по 8 слогов и одну из 7 слогов. Короткой строкой заканчивается каждая терцина. Во многих стихах эта линия имеет соответственное риторическое значение, каждая описывает физический аспект сцены, как в первом стихе: pendebat Filius (страдал Сын), pertransivit gladius (пронзил меч).

Существуют две версии поэмы «Stabat Mater dolorosa»: Analecta и Vatican. Первая версия была опубликована в Analecta hymnica mediiaevi 1886–1922, 55 vols, «A consolidation of the history and texts of hymns of the Catholic Church 500–1400», том 54, с. 312 (Собрание истории и текстов гимнов Католической церкви, 500–1400). Вторая версия стала официальной с 1908 года и более распространена в наши дни. Эта версия имеет отклонения от ритма и рифмы поэмы: так, во второй строке семнадцатой терцины девять слогов вместо восьми: Fас mе cruce inebriari, а в окончании девятнадцатой и двадцатой терцин не соблюдена рифма: victoriaegloria. Первоначальной версией была Analecta, свидительством этого стало появление поэмы-зеркала: Stabat Mater speciosa, основанной именно на версии Analecta.

Кушпилева М. "Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность"

Книга посвящена истории уникального текста - средневековой поэме Stabat Mater dolorosa. Собран уникальный справочный и музыковедческий материал. В книге впервые предпринята попытка типологизации сочинений на текст поэмы.

Книга предназначена для профессиональных музыкантов, а также для широкого круга любителей музыки. Подробнее.

 

Stabat Mater в католической мессе


Поэма использовалась в Римской литургии и как секвенция, и как гимн. Тридентским Вселенским собором (1543–1563) поэма внесена в официальную римскую мессу для исполнения в Пятницу Страстной седмицы; в дальнейшем она стала предназначаться и для заупокойной литургии праздника Семи скорбей Богородицы, отмечаемого 15 сентября. Происхождение самого праздника связано с Орденом Сервитов, которые с 1239 года за основу культа своего ордена положили скорбь Марии, стоящей у креста. Праздник утвержден синодом Кёльна в 1413 году как искупление преступлений иконоборцев, и имел своим содержанием исключительно печаль Марии во время распятия и смерти Христа.


В XVI веке празднование «Семи скорбей Богородицы» происходило только в епархиях Северной Германии, Скандинавии и Шотландии. «Плач Блаженной Девы Марии» имел множество дат, большинство из них — в Пасху или вскоре после Пятидесятницы (Троицы). С конца XV века в некоторых епархиях в богослужении вспоминались до пяти скорбей, от заключения до погребения Христа, или даже семь скорбей, охватывающие всю жизнь девы Марии. К концу XVI века праздник распространился на юг Европы, а после 1600 года он стал популярным и во Франции. В соответствии с декретом Папы Бенедикта XIII от 22 апреля 1727 года праздник официально стал именоваться во всей латинской церкви как «Семь скорбей Блаженной Девы Марии».

 


Все права защищены © 2010-2013 Кушпилева М.